Ноябрь 2013 год

№ 46 Ноябрь 2013

Информационно-методическое издание МАДОУ ЦРР- детский сад  №  254___


Психологическая служба

Осторожно! Послушный ребенок!

Родители часто жалуются на то, что их ребенок слишком подвижен, непослушен, капризен, агрессивнен и т.д. Но практически невозможно встретить родителей, тревожащихся из-за  спокойного, послушного ребенка. Действительно, на первый взгляд такой ребенок идеален: никогда не проявляет  раздражения, злости, гнева, совершенно не агрессивен, в играх  берет на себя исключительно  положительные роли. Кажется, что ребенок – образец  доброты, воспитанности и хороших манер.

Вы скажете – что же плохого, радоваться надо, что у родителей такой беспроблемный  ребенок. Однако стоит задуматься, каким хотят видеть родители своего ребенка? Они хотят вырастить хорошего, воспитанного человека, или им при этом важно, чтобы ребенок был здоров, счастлив, умел приспосабливаться к различным жизненным ситуациям?

ВНИМАНИЕ! «Правильные» дети нуждаются в помощи психолога! К сожалению, взрослые склонны обращаться за помощью тогда, когда у них возникают сложности в общении с ребенком, на него жалуются воспитатели или  учителя.  Послушный, спокойный ребенок не вызывает опасений. Но давайте за ним понаблюдаем, выясним, почему он так себя ведет. Может быть, такое поведение – проявление спокойного характера, флегматичного темперамента, возможно, действия ребенка – вынуждены. Чтобы разобраться, понаблюдайте, как ребенок реагирует на сложные,  конфликтные ситуации.

Любой человек иногда попадает в ситуации, которые вызывают у него отрицательные эмоции. Эмоции (и отрицательные и положительные) не исчезают, они оставляют след, побуждают к действию.

Негативные эмоции могут перерасти в физическую расправу с обидчиком (ударить в ответ на обидное слово) или получить  словесное выражение («Я недоволен твоим поведением», «Ты меня очень огорчила»). Возможно перенесение злости с непосредственного обидчика  на других людей (злясь на одного человека, мы грубим окружающим) или неодушевленные предметы (битье посуды). Важно, чтобы человек (ребенок) умел адекватно реагировать на переживания или негативные эмоции и справляться с ними.

Чересчур правильные дети не умеют (или боятся) выражать негативные эмоции. Они накапливают негатив в своей душе и обращают его против себя. Появляется внутренняя агрессия, которая, в первую очередь, ослабляет здоровье – ребенок начинает часто болеть, у него снижается иммунитет (получается, что ребенок наказывает самого себя за то, что у него посмели возникнуть такие «плохие» эмоции). Сильно страдает самооценка.  Такие дети склонны всех прощать, при этом часто испытывают необоснованное чувство вины, недооценивают себя.

Как научить ребенка (и себя) выражать гнев в приемлемой форме:

  • ·Стройте вместе с малышом «рожицы» перед зеркалом. Изображайте различные эмоции, особо обратите внимание на мимику  гневающегося человека.
  • ·Примите участие в детском спектакле, возьмите на себя отрицательную роль.
  • ·Рисуйте карикатуры.
  • ·Проговаривайте все негативные ситуации. Находите словесные формы выражения гнева, раздражения: «Я расстроен», «Меня это обидело» и т.д.
  • ·Для выплескивания негативных эмоций используйте  «чудо – вещи»: чашка – в нее можно кричать; тазик или ванна с водой – в них можно швырять резиновые игрушки; листы бумаги – их можно мять, рвать, с силой кидать в мишень на стене; карандаши – ими можно нарисовать неприятную ситуацию. А потом заштриховать или смять рисунок; пластилин – из него можно слепить фигурку обидчика, а потом смять или переделать.
  • ·Подушка  «Бобо». Выделите отдельную подушку для разрядки (ее можно кидать, пинать, бить). Не стоит использовать для этой цели мягкие игрушки и кукол, а вот боксерская груша  — подойдет.
  • ·Если ребенок перевозбужден,  «на грани» — попросите его быстро побегать,  попрыгать или очень громко спеть песенку!
  • ·«Обзывалки»: кидая  друг другу мячик или клубок – обзывайтесь необидными словами. Это могут быть названия фруктов, цветов, овощей. Например: «Ты – одуванчик!», «А  ты – дыня!, и так до тех пор, пока не иссякнет поток слов.

Часто в основе излишней «положительности» ребенка лежит страх потерять любовь близкого человека. Родители подавляют естественные отрицательные эмоции  в себе и в детях, внушая, что нужно быть только хорошим, что проявлять и испытывать гнев, обиду, агрессию очень плохо. Поэтому убеждайте ребенка, что любите его просто за то, что он есть, и не разлюбите. Если он сделает что-то плохое. Ребенок должен знать, что он, как и все люди (родители в том числе), имеет право на отрицательные эмоции.

 

Запись опубликована в рубрике Газета "Гусельки". Добавьте в закладки постоянную ссылку.