Гимн Республики Башкортостан
Башҡортостан, hин hөйөклө ғәзиз ер,
Халҡыбыҙҙыӈ изге Ватаны.
Сал Уралдан ҡалҡа бар тарафҡа
Тыуған илдеӈ тыныс ал таӈы
kушымта:
Дан hиӈә, Башҡортостан!
Илен hөйгән азат халҡыӈа дан!
Рәсәй менән бөйөк берҙәмлектә
Сәскә ат, Башҡортостан!
Башҡортостан, hин хөрмәтле данлы ил,
Еӈеү яулап алға бараhыӈ.
Киләсәккә яҡты нур-моӈ сәсә
Һинеӈ ғорур рухлы байағыӈ.
Республикам, йондоҙ булып балҡы hин,
Күҡрәп йәшә, гүзәл илебеҙ.
Тыуған ерҙә hүнмәҫ усағыбыҙ,
Туған телдә тынмаҫ йырыбыҙ
Этнокультурные уголки в группах
Оформление регионального этнокультурного уголка в детском саду является важным элементом образовательного процесса, способствующим развитию у детей чувства принадлежности к своей культуре, уважения к традициям и обычаям родного края, а также формированию толерантности к другим культурам.
- Формирование культурной идентичности
— Этнокультурный уголок помогает детям осознать свою принадлежность к определенной культуре, познакомиться с историей, традициями, обычаями и фольклором своего региона.
— Это способствует развитию чувства гордости за свою малую родину и пониманию её уникальности.
- Развитие патриотизма
— Через знакомство с региональными особенностями у детей формируется любовь к родному краю, что является основой для воспитания патриотизма.
— Дети учатся ценить природу, историю и культурное наследие своего региона.
- Расширение кругозора
— Этнокультурный уголок знакомит детей с разнообразием культур, что способствует развитию их кругозора.
— Дети узнают о национальных костюмах, ремёслах, музыке, танцах, кухне и других элементах культуры.
- Воспитание толерантности
— Изучение культуры своего региона помогает детям лучше понимать и уважать другие культуры, что способствует формированию толерантного отношения к людям разных национальностей.
- Сохранение культурного наследия
— Этнокультурный уголок помогает сохранить и передать подрастающему поколению традиции, которые могут быть утрачены в современном мире.
— Дети становятся носителями культурных ценностей и традиций.
Таким образом, этнокультурный уголок в детском саду — это не только образовательный инструмент, но и способ сохранения культурного наследия, формирования у детей уважения к своей и другим культурам, а также развития их личности в целом.
Программы по ознакомлению с родным краем
Программа «Академия детства» (Азнабаева Ф.Г., Фаизова М.И., Агзамова З.А.) разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
Содержание образовательной деятельности, формируемое участниками образовательных отношений, призвано способствовать развитию у воспитанников духовно-нравственных ориентаций, их творческого потенциала, толерантности в условиях современного мира.
Построения образовательного процесса, принципах целостности и интеграции дошкольного образования, строится на адекватных возрасту видах деятельности и формах работы с воспитанниками.
Программа направлена на физическое, социально-коммуникативное, речевое, познавательное и художественно-эстетическое развитие детей и предусматривает обогащение детского развития посредством приобщения к истокам национальной культуры, краеведению, обучению разговорной речи.
Цель Программы: создание в ДОУ условий для приобщения детей к истокам народной культуры, для ознакомления с социально-экономическим, климатическим, национальным своеобразием Республики Башкортостан.
Задачи:
-
Формировать у воспитанников чувство любви к Родине, к своим близким.
-
Развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни; мотивировать желание узнать больше об особенностях природы и истории родного края.
-
Воспитывать уважительное отношение к культуре, традициям, обычаям народов Башкортостана; воспитывать такие нравственные качества личности, как: толерантность, доброта, отзывчивость, гордость за Родину, свой народ.
-
Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Программа-руководство «Земля отцов». Гасанов Р.Х.
Цель программы – дать детям дошкольного возраста первоначальные представления основ национальной культуры, вызвать интерес к познанию культуры своего народа, способствовать формированию художественных и творческих способностей. Задачи:
— формирование базиса личностной культуры у детей дошкольного возраста на основе ознакомления с особенностями материальной и духовной культуры башкирского народа;
— развитие у детей интереса к национальной культуре башкирского народа;
— формирование художественных и творческих способностей на основе ознакомления дошкольников с национальной культурой.
Программа разделена на блоки.
I. Младший возраст (3-5 лет) включает разделы:
1) «Человек – творец рукотворного мира». Жилище (в прошлом у башкир были временные жилища – аласык, тирмэ, нары);
Утварь (изготавливали из дерева – чаши, ложки, вазу, лоток, чаи, кадка, батман) сейчас делают из стекла, пластмассы, отличие их, и создают люди; пища (традиционные башкирские блюда – эремсек (творог), май (масло), коймак (сметана), из мяса – куллама, бишбармак и т.д. и напитки); одежда (элементы национальной одежды – платье с оборками, камзол, на голове налобные повязки, рубахи, расшитые штаны, халат, тюбетейка;
2) «От истоков прекрасного к творчеству». Фольклор (колыбельные, прибаутки, сказки о животных, характеристика главных героев – добрый, злой); литература (знакомить с произведениями башкирских писателей и поэтов); искусство ( декоративно-прикладное искусство Башкортостана, использовать программу Молчевой, знакомить с произведениями башкирской художницы А.Х. Ситдиковой); музыка (развивать художественное восприятие, исполнять песни в соответствии с характером мелодии); слушание («кукушка» — муз. З. Исмагилова, «в лесу» — муз. Р. Сальманова); пение («кукушка» — муз. З. Исмагилова, сл. К. Даяна, «Моя кукла» — муз. М. Валеева, сл. К. Даяна, «Наша кисонька мала» — муз. М. Баширова, сл. К. Даная), познакомить с музыкальным инструментом курай; традиции и обычаи (совместная деятельность взрослого и ребенка, используя народные праздники: «первый шаг малыша», «наречение именем» и т.д.);
игры детей (использовать народные игры, дидактические, сюжетно-ролевые по сюжетам сказок; «Отчий дом» и тема «Семья» (знать членов семьи по имени отчеству, родственные связи и свою социальную роль в семье, что означают имена детей, иметь некоторые представления о народных этикетах).