Этнокультурный уголок

Гимн Республики Башкортостан

Башҡортостан, hин hөйөклө ғәзиз ер,
Халҡыбыҙҙыӈ изге Ватаны.
Сал Уралдан ҡалҡа бар тарафҡа
Тыуған илдеӈ тыныс ал таӈы

kушымта:

Дан hиӈә, Башҡортостан!
Илен hөйгән азат халҡыӈа дан!
Рәсәй менән бөйөк берҙәмлектә
Сәскә ат, Башҡортостан!

Башҡортостан, hин хөрмәтле данлы ил,
Еӈеү яулап алға бараhыӈ.
Киләсәккә яҡты нур-моӈ сәсә
Һинеӈ ғорур рухлы байағыӈ.

Республикам, йондоҙ булып балҡы hин,
Күҡрәп йәшә, гүзәл илебеҙ.
Тыуған ерҙә hүнмәҫ усағыбыҙ,
Туған телдә тынмаҫ йырыбыҙ

Этнокультурные уголки в группах

  

            

 Оформление регионального этнокультурного уголка в детском саду является важным элементом образовательного процесса, способствующим развитию у детей чувства принадлежности к своей культуре, уважения к традициям и обычаям родного края, а также формированию толерантности к другим культурам.

  1. Формирование культурной идентичности

   — Этнокультурный уголок помогает детям осознать свою принадлежность к определенной культуре, познакомиться с историей, традициями, обычаями и фольклором своего региона.

   — Это способствует развитию чувства гордости за свою малую родину и пониманию её уникальности.

  1. Развитие патриотизма

   — Через знакомство с региональными особенностями у детей формируется любовь к родному краю, что является основой для воспитания патриотизма.

   — Дети учатся ценить природу, историю и культурное наследие своего региона.

  1. Расширение кругозора

   — Этнокультурный уголок знакомит детей с разнообразием культур, что способствует развитию их кругозора.

   — Дети узнают о национальных костюмах, ремёслах, музыке, танцах, кухне и других элементах культуры.

  1. Воспитание толерантности

   — Изучение культуры своего региона помогает детям лучше понимать и уважать другие культуры, что способствует формированию толерантного отношения к людям разных национальностей.

  1. Сохранение культурного наследия

   — Этнокультурный уголок помогает сохранить и передать подрастающему поколению традиции, которые могут быть утрачены в современном мире.

   — Дети становятся носителями культурных ценностей и традиций.

Таким образом, этнокультурный уголок в детском саду — это не только образовательный инструмент, но и способ сохранения культурного наследия, формирования у детей уважения к своей и другим культурам, а также развития их личности в целом.

Программы по ознакомлению с родным краем

Программа «Академия детства» (Азнабаева Ф.Г., Фаизова М.И., Агзамова З.А.) разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

 Содержание образовательной деятельности, формируемое участниками образовательных отношений, призвано способствовать развитию у  воспитанников  духовно-нравственных ориентаций, их творческого потенциала, толерантности в условиях современного мира.

     Построения образовательного процесса, принципах целостности и интеграции дошкольного образования, строится на адекватных возрасту видах деятельности и формах работы  с воспитанниками.

     Программа направлена  на физическое, социально-коммуникативное, речевое, познавательное и художественно-эстетическое развитие детей и  предусматривает обогащение  детского развития  посредством приобщения к истокам национальной культуры, краеведению, обучению разговорной речи.

Цель Программы: создание в ДОУ  условий для приобщения  детей к истокам  народной культуры, для ознакомления с социально-экономическим, климатическим, национальным своеобразием Республики Башкортостан.

Задачи:

  1. Формировать у воспитанников чувство любви к Родине, к своим близким.

  2. Развивать умение видеть и понимать красоту окружающей  жизни; мотивировать желание узнать больше  об особенностях природы и истории родного края.

  3. Воспитывать уважительное отношение к культуре, традициям, обычаям народов Башкортостана; воспитывать такие нравственные качества личности, как: толерантность, доброта,  отзывчивость, гордость за Родину, свой народ.

  4. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления  здоровья детей.

Программа-руководство «Земля отцов». Гасанов Р.Х.

Цель программы – дать детям дошкольного возраста первоначальные представления основ национальной культуры, вызвать интерес к познанию культуры своего народа, способствовать формированию художественных и творческих способностей. Задачи:

— формирование базиса личностной культуры у детей дошкольного возраста на основе ознакомления с особенностями материальной и духовной культуры башкирского народа;

— развитие у детей интереса к национальной культуре башкирского народа;

— формирование художественных и творческих способностей на основе ознакомления дошкольников с национальной культурой.

Программа разделена на блоки.

I. Младший возраст (3-5 лет) включает разделы:

1) «Человек – творец рукотворного мира». Жилище (в прошлом у башкир были временные жилища – аласык, тирмэ, нары);

Утварь (изготавливали из дерева – чаши, ложки, вазу, лоток, чаи, кадка, батман) сейчас делают из стекла, пластмассы, отличие их, и создают люди; пища (традиционные башкирские блюда – эремсек (творог), май (масло), коймак (сметана), из мяса – куллама, бишбармак и т.д. и напитки); одежда (элементы национальной одежды – платье с оборками, камзол, на голове налобные повязки, рубахи, расшитые штаны, халат, тюбетейка;

2) «От истоков прекрасного к творчеству». Фольклор (колыбельные, прибаутки, сказки о животных, характеристика главных героев – добрый, злой); литература (знакомить с произведениями башкирских писателей и поэтов); искусство ( декоративно-прикладное искусство Башкортостана, использовать программу Молчевой, знакомить с произведениями башкирской художницы А.Х. Ситдиковой); музыка (развивать художественное восприятие, исполнять песни в соответствии с характером мелодии); слушание («кукушка» — муз. З. Исмагилова, «в лесу» — муз. Р. Сальманова);  пение («кукушка» — муз. З. Исмагилова, сл. К.  Даяна, «Моя кукла» — муз. М. Валеева, сл. К. Даяна, «Наша кисонька мала» — муз. М. Баширова, сл. К. Даная), познакомить с музыкальным инструментом курай; традиции и обычаи (совместная деятельность взрослого и ребенка, используя народные праздники: «первый шаг малыша», «наречение именем» и т.д.);

игры детей (использовать народные игры, дидактические, сюжетно-ролевые по сюжетам сказок; «Отчий дом» и тема «Семья» (знать членов семьи по имени отчеству, родственные связи и свою социальную роль в семье, что означают имена детей, иметь некоторые представления о народных этикетах).